Вставлю свои пять копеек.
Тут почти все акцентируют внимание на том, не ухудшится ли качество образования. Но это не единственная проблема. Для меня переход с русского языка на латышский состоялся при переходе школа -> ЛУ. Латышский я на тот момент знал вполне прилично - более чем достаточно для того, чтобы не иметь из-за этого проблем ни на профильных предметах физмата, ни в общении с однокурсниками-латышами. Огромные проблемы начались на старших курсах, когда пошли сериями курсовики и бакалаврская. Вот это стало настоящим адом. Можно всё понимать и уметь внятно ответить на экзамене, однако писанина в больших объёмах - это, во-первых, в разы больше затраченного времени чем если пишешь на родном языке. Тут и грамматика (ну не пригождались ни разу мне в быту и работе гарумзимы), и отсутствие привычки к латышской раскладке клавиатуре, и то самое чувство языка - часто на защите придирались к конкретным неудачно построенным фразам (это любят, когда не могут придумать вопросов по существу). Результат - оценка в среднем на треть ниже той, что объективно могла быть. А ведь это, чаще всего, основные предметы.
Потому, если ставить вопрос, повлиял ли переход на латышский на качество полученных знаний - ответ "скорее нет, чем да". Повлиял ли на формальную успеваемость - ответ "да, безусловно".
И всё бы ничего, если бы не достаточно высокая роль этих самых баллов. Во-первых, на них часто смотря при приёме на работу в том случае, когда смотреть в CV больше не на что. Но главное - придуманная ЛУ идиотская система ротации по среднему баллу, а перенося на школьные реалии - проходной балл в ВУЗ. Полагаю, не нужно уточнять, как влияет студенческая подработка по необходимости уже непосредственно на учебный процесс.
|