www.znatoki.lv

Рижский клуб знатоков
Текущее время: 27 апр 2024, 12:09

Часовой пояс: UTC+03:00




Начать новую тему  Ответить на тему  [ 7 сообщений ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Латвия и Кембридж
СообщениеДобавлено: 04 ноя 2015, 16:04 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 апр 2013, 13:05
Сообщения: 595
Город:
Неожиданно интересная статья на Дельфи: Студенты Кембриджа: почему латвийским школьникам "не светит" престижный вуз.

Владимир Юльевич, не прокомментируете их утверждения об экзамене по математике? Насколько они близки к реальности?
И вообще - что скажете? Всё действительно настолько плохо?


Darsh


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: Латвия и Кембридж
СообщениеДобавлено: 06 ноя 2015, 11:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 апр 2013, 18:21
Сообщения: 805
Город:
Я, наверное, отвечу, но, скорее всего, на выходных, поскольку коротко ответить не получится, а для подробного ответа нужно время.

Кстати, думаю, полезно было бы узнать по этому поводу мнение Константина Ошмяна aka Kos. Ему как родителю кембриджского студента наверняка известны какие-то нюансы, которые неизвестны мне.


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: Латвия и Кембридж
СообщениеДобавлено: 07 ноя 2015, 19:18 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 апр 2013, 18:21
Сообщения: 805
Город:
Что ж, попробую ответить. Как мне кажется, текст немного напоминает выламывание открытой двери, поскольку большинству интересующихся это все и без статьи давно известно.

Вначале об авторах. Оба - участники международной химической олимпиады, оба медалисты, причем оба двукратные. Оба не из Риги. Янис (кстати, БриШКа, а не БриКШа) из Екабпилса, Эдгар из Цесиса. Оба заканчивали местные гимназии.

Теперь обсудим тезисы.
1.
Цитата:
Мы общеобразовательны...
… это девиз современной латвийской системы образования. В Великобритании школьники учат лишь от трех до шести учебных предметов в течение двух лет. У ребенка, попав в среднюю школу, есть возможность самому выбрать предметы, в которых он хотел бы специализироваться. Такая система дает больше времени на учебу и позволяет школьнику делать то, что у него получается лучше всего, не тратя внимания на те уроки и навыки, которые никогда не понадобятся в избранной профессии.


Это как бы давно известно. 4 года назад в интервью на имхоклубе (извините за самоцитирование) я сказал, что "На мой взгляд, проблема современной латвийской школы в том, что она на словах декларирует полный уход от советской школы, а по факту никуда от нее не ушла. Все та же советская школа, но с добавленным языком и с большим количеством лет, проведенных за партой".

Но достаточно очевидно также и то, что взять и перейти в одночасье на систему с A levels невозможно. Хотя бы по экономическим соображениям. Потому что эта система будет дороже. Вся школьная латвийская инфраструктура заточена под советскую модель с фиксированными классами с определенным количеством учеников. В школе 40 классов? Отлично, значит в каждый рабочий день в 9:00 в школе проходит ровно 40 уроков. И зарплату за эти проведенные уроки получат 40 учителей. Так и быть, если школа большая и хочет, чтобы какие-то уроки проводились только для половины класса (например, уроки английского), тогда к 40 учителям добавятся еще несколько.
Кстати, хочу обратить внимание, что это деление на класса на группы понижает зарплату остальным учителям. Финансирование одного учебного часа все равно составляет x евро. Только теперь каждый учитель за этот отработанный час получит не x/40, а x/(40+количество классов, поделенных на группы).

А теперь представим себе A levels. У каждого ученика свой план учебы. Понятно, что будут занятия, куда пойдет много учеников и будут занятия, куда пойдет несколько. От того, что, допустим, на математический анализ запишется, 40 учеников, количество квадратных метров в помещении не изменится. 40 учеников разместить в одном помещении не получится. Значит, одновременно должны оплачиваться уроки у двух учителей, ведущих матанализ, и еще куча уроков, на которые записалось 3-5 учеников, например, уроки прикладного коневодства, вышивания крестиком и тантрической йоги.
Ну а по поводу моделей оплаты труда латвийских учителей позвольте деликатно промолчать.

2.
Цитата:
Латвийские средние школы не учат думать – они учат не думать. В Латвии решения преподают в форме алгоритмов – "сделай А, Б, В и ты получишь результат". В экзаменах чаще всего будет лишь одно "правильное" решение, а если сократишь часть какого-нибудь алгоритма, то это пойдет в минус, поскольку в экзаменах нет места самостоятельному мышлению.


Опять почти цитата из меня на имхоклубе, только другого года выпуска:) Вот: "Современная тенденция преподавания многих предметов требует от ученика, в первую очередь, исполнительского мастерства. Вот тебе образец-1, образец-2, образец-3, делай по образцам и получишь не самую высокую, но вполне приличную оценку. А мне хочется, чтобы ребенок на уроке пытался изобрести плохонький, но свой велосипед. Пусть даже этот (и гораздо лучший) уже миллион раз до него изобрели другие".

Почему так? Да понятно, почему. В советской образовательной системе у вас был обязательный набор предметов и нехилый набор обязательных экзаменов, не сдать которые было нельзя. А сейчас мы имеем внушительный набор обязательных предметов без внушительного набора обязательных экзаменов. Ведь энное количество лет даже экзамен по математике был необязательным.
Ну и получаем ситуацию в стандартной школе. Урок по какому-нибудь предмету. Трем четвертям класса этот предмет глубоко по барабану, сдавать экзамен они не собираются. Но нужна хотя бы удовлетворительная, а лучше хорошая годовая оценка. В особенности если ребенок собирается учиться не в Латвии (в Латвии как раз достаточно удовлетворительной), а где-нибудь в UK. Понятно, что не в Кембридже, но в Британии много и других, менее продвинутых учебных заведений, куда (ввиду несовпадения систем образования) надо предъявить средний балл аттестата. Поэтому имеем запрос снизу: "я заниматься никогда вашим предметом не буду, но мне нужна оценка, обещаю, что не буду сдавать экзамен, покажите мне "сделай А, Б, В и ты получишь результат". Подчеркиваю, запрос от большинства.

Понятно, что большинство учителей выбирают путь наименьшего сопротивления. Да, без сомнения, есть те, кто будет ориентироваться не на три четверти, а на продвинутую одну четверть, но для этого у них должен быть полный карт-бланш от директора школы, поскольку жалобы от учеников и родителей в этой ситуации практически неизбежны.

3.
Цитата:
С каждым годом экзамен по математике будет становиться легче, качество содержания - падать, а требования – снижаться. Эта ошибка ничему не научила Министерство образования, и теперь оно еще пытается ввести обязательные экзамены по химии и физике.

Ну да. Отменили обязаловку, потом ввели обратно. Но ведь что такое сейчас не сдать экзамен по математике (и по любому другому предмету)? Даже если ученик наберет всего 5%, он считается сдавшим экзамен. Да-да, Карл, всего ПЯТЬ ПРОЦЕНТОВ. ИЗ СТА, Карл. Ну и на фига напрягаться? Если составители экзамена по математике уберут из экзамена тестовую часть и сделают его по образу и подобию экзамена по математике 70-80-90 годов, то средний результат по Латвии будет не около 40% (как сейчас), а где-то в районе 20-25%. И тогда депутаты Сейма и народ поднимут шум, будут говорить, что образование никуда не годится...
А нынешняя ситуация большинство учеников вполне устраивает. А такие, как Янис и Эдгар, - кому они нужны? Латвия не настолько большая и богатая страна, чтобы развивать у себя научные школы. Это я, кстати, цитирую чиновника французского посольства. Пусть ваши талантливые едут к нам, у нас тоже не все хорошо со школьным образованием.

4.
Цитата:
Математический анализ, комплексные числа, суммирование и другие темы преподают любому школьнику ЕС, но не в Латвии - нас такому учат лишь в университете.

Здесь неправда. Во-первых, далеко не в любой школе ЕС, во-вторых, далеко не любому школьнику. В Латвии комплексные числа есть в программе, элементы матанализа тоже в классах с углубленным изучением математики присутствуют. Другой вопрос, что, кроме Первой Гимназии, по-моему, нет ни в одной школе обязательного экзамена по предмету "математический анализ". Под "суммированием", вероятнее всего, имеется в виду тема "Ряды, сходимость, сумма ряда". Этого да, по-моему, в латвийских школах нет (хотя могу ошибаться). Я, к сожалению, не знаю, какое направление было у классов, которые заканчивали Янис и Эдгар. Если у них в гимназиях эти темы не преподавали, то, скорее всего, учителя просто ориентировались на большинство, которым надо было сдать обязательный экзамен по математике. Эдгар и Янис учились в государственных гимназиях, а статус гимназии требует (точно не помню цифру), чтобы определенный процент учеников имел по каждому обязательному экзамену результаты не ниже то ли 60%, то ли... нет, не помню, а гуглить лень.

5. Означает ли все это, что согласен со всеми положениями статьи на Дельфи? Как ни странно, нет. Как известно, выпускники школ Латвии в огромном количестве поступали и поступают в британские вузы. Другой вопрос, что это не Кембридж, не Оксфорд, не Эдинбург. А, допустим, Глазго или Лидс. Так что, как в известном анекдоте, "Ну да. Ну ужас. Но ведь не ужас-ужас-ужас..."


Последний раз редактировалось Til 11 ноя 2015, 11:10, всего редактировалось 5 раз.

Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: Латвия и Кембридж
СообщениеДобавлено: 08 ноя 2015, 12:44 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 апр 2013, 18:23
Сообщения: 486
Город:
Цитата:
Но достаточно очевидно так же и то, что взять и перейти в одночасье на систему с A levels невозможно. Хотя бы по экономическим соображениям. Потому что эта система будет дороже. Вся школьная латвийская инфраструктура заточена под советскую модель с фиксированными классами с определенным количеством учеников.


Переход с "советской" системы на "A levels" - это переход с устаревшей системы на устаревающую. Если уж затевать реформу, то на более прогрессивные системы, где роль учителя вообще не в том, чтобы зачитывать классу материал (сколько бы там ни было учеников, 5 или 40), а в том, чтобы руководить самостоятельной работой и заниматься развитием problem solving skills. С большой долей электронного образования, автоматизации тестирования, самостоятельной работы, групповой работы и проч.

У "отстающих" стран всегда есть этот шанс - сразу перепрыгнуть к современным технологиям (поэтому у нас такой классный интернет, скажем, или там интернет-банки). Но боюсь, что шанс сугубо теоретический, потому что у нас если в одном абзаце встречаются "ИТ" и "образование" или "образование" и "реформа", то в том же абзаце обычно есть слова "распил" и "фейл".


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: Латвия и Кембридж
СообщениеДобавлено: 12 ноя 2015, 23:44 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 апр 2013, 13:05
Сообщения: 595
Город:
Til писал(а):
мнение Константина Ошмяна aka Kos. Ему как родителю кембриджского студента

Если мне не изменяет память, младший Ошмян учился в Imperial College London.


Darsh


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: Латвия и Кембридж
СообщениеДобавлено: 12 ноя 2015, 23:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 апр 2013, 13:05
Сообщения: 595
Город:
ssneg писал(а):
Переход с "советской" системы на "A levels" - это переход с устаревшей системы на устаревающую. Если уж затевать реформу

Ну, есть ещё International Bacсalaureate, на который ориентируются некоторые британские частные школы.

Но ты ж предлагаешь создать что-то совсем новое. А для этого нужно желание, энергия, способности и спрос со стороны общества. Последнего, судя по вышеизложенному, нет. Желание и энергия были у Килиса - и где нынче тот Килис? А для привлечения способных нужно соответствующее финансирование (ты же не пойдёшь в минобраз разрабатывать реформу образования на маленькую зарплату, верно?), которого тоже что-то не видно. Не сходится как-то...


Darsh


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Re: Латвия и Кембридж
СообщениеДобавлено: 13 ноя 2015, 17:22 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 апр 2013, 10:58
Сообщения: 316
Город:
Darsh писал(а):
Til писал(а):
мнение Константина Ошмяна aka Kos. Ему как родителю кембриджского студента
Если мне не изменяет память, младший Ошмян учился в Imperial College London.
Нет, в Imperial College London мы ездили на собеседование, когда останавливались у вас. А учился Олег (уже год как закончил) таки в Кембридже, в Robinson College. Поступал туда, имея медали на международных олимпиадах по программированию и закончив 1-ю гимназию по упомянутой тобой программе международного бакалавриата.

Насчёт "высказать мнение" - не знаю, что интересного могу рассказать. К сожалению, ситуацию с образованием в Латвии вижу в довольно пессимистичном свете. На мой взгляд, ей присущи все те же проблемы, что были описаны в замечательной статье "Пятое правило арифметики" ещё 11 лет назад доктором физико-математических наук Виктором Доценко. Плюс к нашей специфике - постоянные явные и неявные наезды на школы с русским языком обучения, что спокойствия и уверенности в завтрашнем дне не добавляет.
Оптимизм черпается только когда знаешь, что всё ещё есть учителя и директора школ, которые, несмотря ни на что, продолжают учить детей, не относясь к делу только лишь формально. Я считаю, что младшему сыну в этом отношении повезло - там замечательная учительница (классный руководитель), подобрался хороший класс (со многими родителями мы перезнакомились и даже подружились) и хороший директор. Но не всем так везёт.


Вернуться к началу
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 7 сообщений ] 

Часовой пояс: UTC+03:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 100 гостей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Русская поддержка phpBB