Призы в «Что? Где? Когда?»: диплом за последнее место, муж и сертификат на недвижимость в Калининградской области

В рамках рубрики «13-й сектор» я решил задать активным игрокам и организаторам игр нашего клуба вопрос, какой самый ценный приз они выиграли в интеллектуальных играх. С уточнением, что можно дать несколько ответов, отдельно отметив самые ценные в моральном и материальном плане. Ответы оказались очень разными: не все назвали главным призом свои чемпионские титулы и не все вспомнили свои самые ценные в материальном плане призы. Кто-то дал очень развёрнутый ответ, который даже пришлось немного сократить. Впрочем, вот все ответы:

Константин Чекушин (председатель Рижского клуба знатоков; команды Napalm и Сальвадор вДали):
Лично я выиграл что-то около 200 евро на теле-вопросе в Азербайджанском «Что? Где? Когда?» много лет назад. Но приз так и не сподобился забрать.

Сергей Снегирёв (сооснователь Рижского клуба знатоков; команды Napalm и X-promt):
Золотая медаль в группе C Чемпионата мира.

Дмитрий Бочаров (главный организатор Школьной лиги ЧГК и Школьного чемпионата Латвии; команда KID):
Наверное:
1) кубок за второе место в Кубке Балтийской Лиги по «Брейн-Рингу». Мы проиграли в финале «Мистеру X», при этом на десятом вопросе, при этом зная ответ, при этом я дал первый в жизни фальстарт.
2) Хрустальная сова, вручённая детьми за организацию школьных игр в 2008 году, губная гармошка с гравировкой, вручённая детьми в 2009 году, и зонт с подписями детей в 2010 году (потом традиция что-то дарить как-то прекратилась).

Дмитрий Дорожко (команды 43, Британские учёные и Теория чистых ожиданий)
Каких-то необычных призов не было, наверное.
Самый ценный приз в моральном смысле — кубок за чемпионат Латвии среди студентов, наконец-то завоёванный в упорной борьбе. ЧГКшная карьера действительно разделилась на «до» и «после».
Самый ценный в материальном плане приз я получил за вопрос, а не за ответ. От «теледомика» — той самой телевизионной версии «Что? Где? Когда?». Хотя, конечно, тогда мне было приятнее, что вопрос вообще сыграл, и ни о каких призах я не думал. Всё-таки много лет передачу смотрел и вряд ли мог когда-то подумать, что сыграю.

Вадим Ермак (команда Total):
Самый ценный приз для меня не имеет материальной ценности — это успех синхронного турнира «Кубок Городов 2012», в подготовке которого я принимал активное участие. Ни до, ни после я не помню, чтобы достаточно критически настроенные знатоки так хвалили пакет вопросов. Притом было много отзывов от людей, к которым я отношусь с огромным уважением, а отзыв Максима Поташева: «Великолепный пакет. Лучший синхрон за многие годы. Спасибо.» всё ещё хочется повесить в рамочку на стену и любоваться. (Отзывы о пакете).
Если речь идёт о материальной выгоде, то достаточно любопытная история произошла с моим вопросом для «Чемпионата России—2014». В 2018 году в финале весенней серии телевизионного ЧГК прозвучал такой вопрос:

Этот вопрос был признан лучшим вопросом весенней серии, получил «Хрустальную сову» и полмиллиона рублей. Забавно, что трое из игравших телезнатоков (Друзь, Поташев, Дюба) участвовали и в Чемпионате России—2014, но не ответили на вопрос и тогда.
Ещё хотелось бы отметить для меня ценную, но явно незаслуженную бронзовую медаль на первом Чемпионате Латвии по спортивной Своей игре. Я никогда не считал себя эрудитом (Даннинг и Крюгер снисходительно улыбаются), а на Чемпионате оказался в качестве болельщика, решившего сыграть за компанию.

Марина Ермак (команда Total):
Когда в 2012 году Total выиграл чемпионат Латвии, я была на шестом месяце беременности, и на церемонии награждения Саша Барбакадзе неожиданно вручил мне сразу две золотые медали. Пожалуй, до сих пор это для меня самый эмоциональный момент в игровой карьере.

Александр Ручковский (команды ТGDNSKY KOHb и X-promt):
В материальном плане я пока в чгк ничего не выиграл, если не считать пиццу по четвергам. Из «спортивных» достижений более всего ценю четыре успеха:
1) серебро Рижского чемпионата в старом составе X-promt (кажется, 2009 год);
2) серебро Чемпионата Латвии в составе команды ТGDNSKY KOHb в 2015 году;
3) попадание в призы с сегодняшним составом X-promt в Хамсе и Брейн-ринге в 2018 году (Нелиярве и Прага);
4) личную победу в Своей игре на одном из Кубков Мюнхгаузена, год уже не скажу.

Юрий Шатц (команда Total):
Материальные призы — книга об истории России за выигранный Рижский чемпионат и волейбольный мяч за победу в волейбольном турнире на фестивале интеллектуальных игр в Нелиярве.
В моральном плане: золото Чемпионата Латвии по «Что? Где? Когда?»

Дмитрий Воронов (команда ТGDNSKY KOHb):
Самый ценный приз, наверное, это была возможность слетать на Чемпионат мира и Знатокиаду—2010 в Израиль. Долгие годы я считаю ту поездку одним из лучших отпусков в моей жизни.
В чисто материальном плане — когда-то, в школьные годы чудесные, я выиграл в очном этапе конкурса «7 пятниц» девайс для перевода машинописного текста.
А буквально месяц назад мы с командой проели накопившиеся подарочные карты на 140 евро с одного из паб-квизов и пропили порядка 10 литров шампанского.

Дмитрий Скрипник (команды Чернослив, Старый мельник, Команда мастаков и Центровые):
Как-то так вышло что материальных призов совсем не было. Оба раза, что я выигрывал студенческий чемпионат, книг не раздавали.
А из моральных — один раз я получил диплом за последнее место. Это давно-давно было. На фестивале имени газеты «МК-Латвия». Я тогда только начинал играть. У меня до сих пор тот диплом лежит. Уже больше десяти лет. Но мы тогда не сильно расстраивались. А из положительного — это два золота в студенческой лиге. Но там ничего примечательного не было. Просто эмоций много было, потому что борьба была напряженная. Особенно во второй раз — победа с Командой Мастаков — это самый яркий момент в игровой карьере.
Вот у моей жены Элины классный приз есть. Она, когда в Калининград ездила с командой «Трамонтана», получила скидку на покупку жилья в Калининградской области. Вот это точно самый ценный и самый бесполезный приз.

Александр Смирнов (команда Н.И.Ш.А.):
Смешной приз: выиграл в ЧГК в Калининграде сертификат на 50 000 рублей, правда, потратить его можно было на покупку элитной недвижимости в Калининградской области. Из материально ценного — вроде ничего значимого не припоминается. Из морально ценного — две медали чемпионатов Латвии по ЧГК, обе достаточно неожиданные и вымученные «на зубах».

Екатерина Андрющенко (команды Сирвента, Дилемма, Тыкводронты и Трамонтана):
В моральном плане самые ценные призы — доставшиеся большим потом, на когтях и зубах, и при этом с огромным желанием выиграть. Это две золотые и одна бронзовая медали Студенческих Чемпионатов России 2004, 2007 и 2009 года. И там, и там биться приходилось до конца, выкладываясь по полной. В 2007 году ещё и в перестрелке.
В материальном — вообще сложный вопрос, не сразу удалось вспомнить какие-то призы кроме книг. Книги же, например, были традиционным призом на Саратовском фестивале (но я сама участвовала в их закупке — и помню в первую очередь эти организационные дела). Ещё книги вручали в Волгограде (до сих пор, наверно, у родителей валяются «Волгоградские архитекторы») и саранском лагере (а там был уже кто-то из классиков научной фантастики). Самая интересная из книг — это «Цитадель» Экзюпери, приз за третье место на фестивале в Курске в 2008 г. Ещё там вручали — именно за третье место — огромный торт «Наполеон», испечённый мамой одного из организаторов. Наверно, в материальном плане эти два приза в сочетании были самыми ценными. Ну… возможно, ценности им придает не только то, что к концу турнира я была голодной, но и тот факт, что на том фестивале я начала общаться с Русланом.
На нижегородском фестивале однажды мы выиграли настольную игру «Билет на поезд», положившую начало нашей с Русланом коллекции настольных игр. Но её значение я скорее аналитически вывожу, чем эмоционально чувствую — после фестиваля было очень интересное путешествие с друзьями, перебивающее ЧГК по яркости.
Вино, которое «Трамонтана» регулярно выигрывала в 60 секунд, воспринимаются чем-то совсем проходным. А вот бутылка шампанского, прилагавшаяся к кубку СтудЧР-2009, запомнилась тем, как мы ее по кругу распивали в студенческом общежитии-гостинице, где останавливались в те весёлые небогатые времена.

Руслан Батдалов (команды Реактив, Offtopic, Тыкводронты и Трамонтана):
Я такие вещи не очень запоминаю. Морально самой ценной была, наверное, настольная игра «Ticket to Ride. Европа». А материально… номинально, наверное, сертификат на скидку 50 000 рублей (на игрока) на покупку квартиры в элитном жилом комплексе в Калининграде. Но поскольку никто из нас квартиру в Калининграде покупать не собирался, реальной ценности у него не было. Тогда, наверное, с поправкой на инфляцию будет либо та же настолка, либо словарь Даля (на команду). Но я вполне мог что-то не вспомнить.

Денис Аленин (команды Equal.LV, Бронепоезд из Ромашково, Потому что гладиолус и Арокс и Штёр):
Друзья, общение, знания. Ну и совы, конечно (за победы в Рижском чемпионате). Первая «Бронепоезда» — самая запоминающаяся.

Максим Крайнов (команда X-promt):
Главная приятная вещь в этих играх — по крайней мере в «Что? Где? Когда?» — это чувство сопричастности и принадлежности к движению, которое выводит тебя из обыденности. Если говорить о формальных достижениях, то самое морально значимое для меня — первое выигранное чемпионство Латвии. После этого мой интерес ещё дальше перешел от борьбы за призы на сам процесс игры и сопутствующие вещи — общение, отдых, повод посмотреть на другие страны. О материальной стоимости призов говорить не приходится, что не так уж и плохо, иначе игра могла бы превратиться в работу.

Виолетта Слесаренко-Крайнова (команда X-promt):
Конечно же самый ценный приз это знакомство с мужем и большим количеством потрясающих людей, которых сплачивает интерес к игре. Далее расширение географии путешествий — во многих уголках мира я никогда не оказалась бы, если бы там не проходили турниры по «Что? Где? Когда?» Из материального — выигрыш в турнире по Хамсе полностью оплаченной путевки на Знатокиаду в Баку для всей команды. А самый незабываемый — первый титул чемпионов Латвии, потому как очень долгожданный.

Виктор Матросов (команда E-mc^2):
Ничего ценного в материальном плане я, наверное, не выигрывал. По крайней мере, я об этом не помню. В моральном плане для меня наиболее ценна победа на Ревельской весне в 2008 году. Там всё сложилось. Индивидуальные победы? Таких, наверное, у меня нет.

Виталий Бреев (команда Скотный двор, Глазго и десятки игр в составе разных рижских команд):
Самый ценный — вроде как тысяча евро в латышской телевизионной версии Своей игры/Jeopardy!
Но вообще меня до сих пор вспоминают в контексте британских университетских соревнований по квизу University Challenge, что приятнее.

Ирина Нургалеева (команды Глюки и Н.И.Ш.А.):
В материальном плане самым ценным призом была поездка на Чемпионат мира в Светлогорск, мы тогда выиграли Глюками Чемпионат Латвии. А в моральном… Самым ценным призом была моя команда, хоть мы уже и не играем Глюками давно. Тогда был настоящий драйв от игр, и пережить его вместе было очень круто. Сильнее всего запомнилась победа в Рижском чемпионате, страсти кипели весь год, лидеры шли нос к носу и последняя игра сезона была решающей. И какая это была игра, ух! Ради таких игр и стоит играть.

Вместо традиционных для ЧГК ласточек-секундантов ответы знатоков для вас собрал Алексей Капустин (команды Кандзи Кейсатсу, Потому что гладиолус и Total):
В материальном выражении самый ценный приз — оплаченная нашей команде поездка в Баку за победу в Хамсе. К тому же, город, который не входил в мои первоочередные планы путешествий, оказался действительно замечательным. А в моральном — победа на Чемпионате Латвии по Своей игре. Правда, я надеюсь, что более важные победы у меня ещё впереди.
И, конечно же, самое ценное, что дала мне игра в «Что? Где? Когда?» — это знакомство с огромным количеством замечательных людей, среди которых и те, кто сегодня ответил на мои вопросы. К сожалению, не удалось задать этот вопрос всем, так как иначе эта заметка была бы длиннее, чем регламент синхронного турнира «Балтийский берег».