Александр Барбакадзе: «Путь к цели всегда важнее цели»

  Как русская литература вышла из гоголевской шинели, всё латвийское ЧГК вышло из Даугавпилса. А из какой шинели вышел знаток и даугавпилчанин Александр Барбакадзе?

  Из дворового детства, перемешанного с запойным чтением. Я научился бегло читать в пять лет и “проглотил”, толком не понимая, всю домашнюю библиотеку со всеми собраниями сочинений. В те времена к хорошим книгам прилагались обязательные “правильные” авторы, типа Мариэтты Шагинян. Они тоже стояли на полке, и их я тоже прочитал. Потом взялся за детскую библиотеку в микрорайоне. Я брал по пять книг и через три дня приносил их обратно. Библиотекарь мне не поверила и устроила экзамен по прочитанному. После этого я стал, как бы сейчас сказали, VIP-клиентом: мне выдавали из тайных закромов Дюма, Уэллса и даже БВЛ. Во дворе же я учился жизни в её дарвиновских проявлениях. С моей внешностью и фамилией мне так часто напоминали, что я не такой, как все, что я и стал не таким, как все. Я научился жить по понятиям, бить первым, и отвоевал себе право говорить “нет”. В подшивках журнала “Вокруг света” из библиотеки я прочитал “Повелителя мух”, вся иерархическая картина нашей дворовой банды стала более понятна, и я научился этим пользоваться. Дворовой пахан Исай, вернувшийся из детской колонии, махнул на меня рукой, и я существовал в этой мальчишечьей стае на каком-то особом положении. А в книгах я путешествовал по временам и континентам. Всё вместе это давало колоссальное чувство свободы. Поэтому, если и выделять что-то в качестве шинели, то это чувство свободы.

  Ты являешься бессменным организатором Чемпионата Латвии по ЧГК с 2004 года. Какой из чемпионатов и кто из победителей тебе запомнились больше всего?

  Такого чемпионата нет и не может быть. Каждый — это часть жизни и в то же время, ступень, к следующему. А победители или просто участники для меня одинаково ценны, мы же все одной крови. С кем-то меня связывают человеческие или деловые отношения, но, когда я смотрю на этот гудящий зал, я люблю всех. И жутко переживаю, когда что-то не получается. Поэтому, когда после чемпионата участники критикуют то или другое, я отношусь очень спокойно, сам себе я уже всё сказал, не выбирая выражений.

  Бывали ли на ЧЛ какие-то курьёзные случаи?

  Честно говоря не припомню, был только разный уровень стресса.

 Как за это время изменились вопросы и знатоки? Была ли раньше трава зеленее, а игроки умнее?

 Вопросы изменились кардинально, причем несколько раз, и продолжают меняться. По большому счету, каждый хороший редактор формирует новый тренд. Мне представляется, что каждый новый хороший пакет — это своеобразная новая коллекция couture, задающая новый код шифрования, расширяющая тот пресловутый круг обязательных знаний, а мы, игроки, выступаем в роли критиков, которые и определяют, войдёт ли это в моду.
  Я не отношусь к тем людям, у которых трава раньше была зеленее, равно как и к тем, кто считает, что раньше всё было ужасно. Если вам кажется, что цвет травы изменился, проверьте зрение.
  Стали ли игроки умнее? Оценивать ум могут только очень неумные люди. Игра — это только одна из граней, которая не может претендовать на точность. Если ты считаешь себя слишком умным, посмотри на свою жену: ты женился, потому что она красивая, а она вышла замуж, потому что ты умный, или сильный, или надёжный. И кто из вас умнее?
  Стали ли игроки больше знать? Возможно. Однозначно, круг знаний стал значительно шире. Но, если раньше игрок, давая в ответе название некого романа, его читал, то сейчас зачастую, он его уже играл.

 Что бы ты посоветовал команде, поставившей перед собой цель выиграть Чемпионат Латвии?

  У каждой команды свой характер и свой темперамент. Могу лишь рассказать, почему мы становились чемпионами (хотя это было давно). Первое, мы были командой, т.е. каждый участвовал в работе, словом, взглядом, жестом. Мы погружались в команду целиком, не чувствуя острых углов стола или жажды. Второе, мы не играли против соперников, мы играли против собственной тупости, косности, и мы не боялись проиграть. В-третьих, мы подходили максимально заряженные на первые туры, обычно они немного проще, и соперникам приходится догонять на сложных вопросах. И последнее, нам повезло.

  В 2013 году ты стал лауреатом Премии имени В.Я.Ворошилова. О чем ты подумал, когда услышал, что Премия вручается тебе? Как ты думаешь, за что тебе её вручили? :)

  Та пара слов, которая пронеслась в голове, когда я понял, что речь идёт обо мне, не подходит для публикации.
За что? Честно говоря, не знаю: первое время я испытывал своеобразный синдром самозванца. Возможно, за преданность Игре и тем идеалам, которые мы вкладывали, когда организовывали МАК. За то, что любил игру в себе, а не себя в игре :-) Возможно, за то, что в Прибалтийском ЧГК удалось создать особую атмосферу, хотя это вклад многих людей. В любом случае, эта награда добавила дополнительной ответственности.

  Ты много лет участвуешь в Чемпионате мира в качестве игрока, а в прошлом году даже входил в Апелляционное жюри. Как ты считаешь, команды, борющиеся за чемпионство, — это совсем недостижимый уровень игры? Есть ли у латвийских команд шанс когда-нибудь стать Чемпионом мира?

  Это высокий уровень, но достижимый. И у латвийских команд есть шанс стать чемпионами мира, но пока не очень большой. Для этого необходимо выйти на немного другой уровень игры и понимания редактуры. К тому же, в ведущих латвийских командах пока нет популярных редакторов, через которых проходит огромное количество фактур и вопросов. На последнем ЧМ выиграла команда с Коробейниковым и Богословским, у серебряных призеров — Моносов и Матвеев.

  Если тебе предложат организовать Чемпионат мира в Латвии, ты согласишься?

 Чемпионаты мира организовывает мой старинный приятель Александр Рубин. Если он предложит провести ЧМ в Латвии, я сделаю всё возможное. Если он попросит меня быть ласточкой, я тоже соглашусь :-)

 В прошлом году тебя избрали в Правление МАК. Что подразумевает эта должность? Есть ли у тебя далеко идущие планы в мировом ЧГК?

  Планы есть, но пока это только планы. Если что-то получится, вы узнаете об этом одними из первых.

  Смотришь ли ты до сих пор телевизионную игру? И если да, то кто твоя любимая команда и знаток? Отсылал ли ты когда-нибудь вопросы в программу?

  Иногда смотрю. Какую-то одну команду не выделяю и отдельного знатока тоже. Вопросы не отсылал. Это скорее такой исследовательский интерес: как там в ящике выглядит верхушка нашего айсберга?

  Участвуешь ли ты в других “играх разума”, кроме ЧГК? Как по-твоему, являются ли развлекательные интеллектуальные игры более перспективным направлением в Европейских странах (в том числе, не на русском языке), чем “классическое” ЧГК?

  Я с удовольствием играю в любые интеллектуальные игры. В плане массовости, конечно, разнообразные паб-квизы и викторины более перспективны, но ЧГК мне представляется некой базовой ценностью, которая при этом не должна заменять другие интеллектуальные жанры, но и не заменяться ими.

 Есть ли что-то, что тебе не нравится в ЧГК?

 Есть некоторые профдеформации, свойственные знатокам. Иногда знатоки пытаются дать ответ за одну минуту и в реальной жизни вместо того, чтобы поразмышлять или просто промолчать. Иногда ЧГК служит заменителем реальной жизни, это особенно опасно у молодых знатоков. Изредка приходится видеть проявления “звёздности”. Мне это особенно неприятно, я всегда следовал принципу “мы все одна семья”.

  Как ты оцениваешь своё участие в политике? Ты выставлял свою кандидатуру в думу Даугавпилса, но не прошёл. Будешь повторять попытки?

  Я был среди организаторов партии “Новый Центр”, которая позднее послужила одной из основ “Согласия”. Выставляя свою кандидатуру в список, я просто поддерживал партию, потому что, думаю, люди, которые меня знают по делам, добавят голосов партии. Поэтому по поводу новых выборов: если предложат, то почему бы нет? Тем более, что идеи, которые мы закладывали при образовании партии, никуда не делись. Что касается людей в партии, они разные, как и в жизни. К сожалению, в латвийской политике мало приличных людей. Радует, что один из этих немногих, Борис Цилевич, является “нашим”.

  Мы знаем, что у тебя был опыт, связанный с радио. Расскажи, как это появилось в твоей жизни?

  Значительный период моей жизни я имел отношение, в том числе, и к журналистике. Мне довелось помочь в создании многих местных СМИ. С большинством из них меня связывают дружеские отношения. В период, когда в России была популярна передача “Прожектор Перисхилтон”, мы с даугавпилсскими КВНщиками сделали на местном радио аналогичную передачу под названием “Фонарь Баракаобамы”, в которой я “играл роль” Цекало. Рейтинг был высочайшим.

  Многие путают КВН и ЧГК. Признайся, может это стало причиной, что тебя позвали в жюри Даугавпилсской лиги КВН? :)

  Отвечая на предыдущий вопрос, я уже, в принципе, ответил на этот вопрос. Кроме того, смею надеяться, у меня неплохое чувство юмора.

  Мы знаем, что ты ещё и сертифицированный преподаватель истории Холокоста. Это непростая тема, можешь рассказать, что тебя в неё привело и как удаётся её нести на своих плечах?

 На этих территориях была целая цивилизация, от которой практически не осталось следа, и история которой не слишком афишируется нынешними властями. Моя мать — еврейка. Мои предки жили здесь издавна: самое старое документальное подтверждение относится к 1735 году. Во время войны десятки тысяч евреев были расстреляны в лесу под Даугавпилсом. Мой дед ушёл воевать и благодаря этому смог отправить мою бабушку с детьми в эвакуацию. Те, кто остались, погибли. Я прошел обучение в Яд-Вашем и каждый вечер после занятий пил крепкий алкоголь, чтобы заснуть и не видеть снов. Сегодня эта тема не востребована, ведь и латыши, и литовцы принимали активное участие в Холокосте. А молодые государства заняты созданием новой мифологии, которую не всегда можно совместить с прошлым. Впрочем, я уверен, пока они не найдут в себе нравственных сил признать вину и попросить прощения, прошлое не даст им построить светлое будущее.

  Есть ли у тебя еще хобби, кроме ЧГК? Как ты проводишь свободное время?

  ЧГК как-то сложно назвать хобби, настолько много места занимает игра в моей жизни. Я немножко играю в шахматы. Правда, в последнее время в основном по интернету. Вместе с Эвитой Савицкой мы ведём небольшой фудблог. Я люблю путешествовать, немного пишу, изредка играю на гитаре и много работаю. Свободное время? Что это?

  Кем ты мечтал стать в детстве?

  Странно, но у меня не было такой мечты. Я, в принципе, противник каких-то больших и длинных “мечт”. Есть конкретные дела, план и каждодневный труд. Путь к цели всегда важнее цели.

 Что ты хочешь пожелать командам, в данный момент собирающимся в Даугавпилс на Чемпионат Латвии — 2019?

 Каждый взятый вопрос — это маленькое чудо. Каждый из вас совершит чудо. Иногда, чтобы совершить даже маленькое чудо, нужно немножко оторваться от земли. Вы можете! Хорошего полёта!