Константин Чекушин: “Остаться движением, а не стать продуктом”

   Расскажи, как ты попал в спортивное “Что? Где? Когда?”, и откуда есть пошел Рижский клуб знатоков “Интеллект”?
    Если честно, то даже уже не помню, кто меня позвал на первую игру “Что? Где? Когда?” в Даугавпилсе. В нашей школе была хорошо развита внеклассная работа, я был активным членом школьного парламента, и даже пробовал свои силы в КВН, но себя нашёл как раз в ЧГК. В тот момент даугавпилсский клуб “Эрудит” предоставил нам тренера, которому от школы платились какие-то небольшие деньги, а он знакомил нас со спортивным движением. Так мы стали защищать честь школы на Даугавпилсском школьном чемпионате по “Что? Где? Когда?”. Надо отметить, что команд от школы у нас было две, а потом даже три. Поскольку телевизионную версию я смотрел постоянно, то и игру любил. Зауважал и спортивную версию. Было интересно писать свои вопросы, проводить игры (у школьников тоже была система дежурных команд). Были даже съёмки на местном телевидении игр “Брейн-Ринг”.

   В общем, в этом движении я чувствовал себя уютно, а капитаном у нас был главный школьный заводила — Миша Ермолаев. Наверное, он и позвал играть. Буквально на этих выходных с ним виделись на дне встречи выпускников, у нашего потока как раз 20 лет было… Время летит. В общем, переехав в Ригу, я первым делом хотел продолжить участвовать в “Что? Где? Когда?” Но столкнулся с тем, что игры тут не проводились. Поэтому на пару лет идея заглохла. Я продолжал учиться, потом устроился на работу, начал заниматься общественной деятельностью, помогая и создавая проект equal.lv. А ещё через пару лет наткнулся на IRC-канал #BuKTOPuHA, где и познакомился с целевой аудиторией, кого могла бы заинтересовать игра. Оттуда и пришли первые команды, там я познакомился с Сергеем Снегирёвым, который предложил проводить первые игры в Балтийско-Русском институте. Там можно было достать бесплатное помещение. Вот так в 2002 году и прошла первая игра, на которую пришло, если не ошибаюсь, 6 команд. А ведущими были я и Сергей. На вторую игру пришло уже восемь команд, и мы постепенно стали расти от игры к игре.

    Чем, по-твоему, рижский клуб отличается от других клубов?
  Когда мы организовывали рижский клуб, конечно, во многом я его видел построенным по лекалам того, в чём варился сам в Даугавпилсе. Чемпионат Риги был построен на тех же правилах, по которым игрался наш школьный чемпионат. Был и другой мотив. Мне очень не хватало такого же круга общения, который был когда-то. Всё-таки движение вбирает в себя людей, с которыми в первую очередь интересно общаться и потом уже играть. Поэтому изначально большее внимание уделялось не спортивной составляющей, а самому сообществу. Мне кажется, это позволило клуб сделать более семейным, что ли. Конечно, как и в любых семьях, не обходилось без скандалов, плюс через какое-то время движение очень выросло, и, думаю, со временем клуб стал более-менее похож на другие клубы. У нас есть много активистов, среди игроков есть и “спортивщики”, и те, кому результат вторичен. Есть некоторый годовой план мероприятий, вокруг которых и крутится игровая жизнь.

  Как вообще можно попасть на игры в Рижский клуб знатоков? Паспорт, прописка, тест на IQ? :) К чему надо быть готовым человеку, впервые оказавшемуся на игре ЧГК?
   Надо просто любить игру, а остальное приложится. Можно приходить на любую игру, и практически всегда найдётся место в команде. Лучше, конечно, приходить на Открытый чемпионат Риги. Это мероприятие как раз рассчитано на новичков.

  За пятнадцать лет существования Рижский клуб дважды признавался Клубом года — в 2012 и 2017 году. Что лично для тебя значит эта награда? Как ты думаешь, почему Международная ассоциация клубов выбрала Ригу?
   Думаю, в этом меньше моей заслуги, и больше заслуги многих игроков, часть из которых не только играет игры, но и помогает в организации буквально всего. Написание вопросов, помощь в проведении игр, даже обсуждение прошедших игр — его ценность тоже надо учитывать. Наверное, клуб таким и должен быть. Когда любая награда — это не заслуга конкретных людей, а заслуга всех понемногу. Этим вот и горжусь, что столько людей задействовано в движении.

   “Что? Где? Когда?” — это спорт или хобби?
   Стиль жизни :)

  Что тебе интереснее: организовывать турниры или играть самому?
   Интересный вопрос. Честно говоря, я не могу себя представить только игроком, и не могу представить только организатором. Это такой Уроборос. Ты играешь, но всегда видишь, где что можно улучшить, и самый простой способ сделать лучше — это сделать самому. Так одно вытекает из другого.

   Как, на твой взгляд, за 15 лет изменился “средний рижский знаток”?
   Он стал более требователен. Мне кажется, что многие коммерческие проекты, близкие к движению, развили и более потребительское отношение. Отчасти, в этом есть свой вызов — остаться движением, а не стать продуктом…

   А как изменились вопросы за это время? Не секрет, что многим опытным вопросникам и редакторам написание вопросов приносит неплохой заработок. Не вредит ли “поточное” производство вопросов “ламповости” игры?
  Вопросы стали сложнее, в них больше техники, понятной только внутри движения и опытным игрокам. Мне эта замкнутость на себе не нравится. Неудивительно, что людей не из движения всё чаще стали называть “маглами”…
Тем не менее, я вижу, что движение это понимает, поэтому вопросы всё больше пишут с осознанием того — для кого. У хорошего редактора это получается. И вот это усложнение редакторской работы вполне заслуживает более адекватного вознаграждения. Поэтому, если заказчик и редактор понимают друг друга и ту аудиторию, которая будет на мероприятии, то ламповости ничто не угрожает.

  Что для тебя было самым большим испытанием за это время, и не появлялось ли желания всё бросить?
   Тут, наверное, как и везде — самые глубокие раны могут нанести только очень близкие люди. В движении таких много. И бывают ситуации, где как ни поступи, но кого-то обидишь. Или где изначально — морально и этически сложная ситуация, в которую надо влезть только потому, что ты председатель клуба, и ты всё равно должен пройти весь путь любого конфликта. Слава богу, часто такое не случается. Но это началось с первых лет существования и продолжается до сих пор в том или ином виде. В такие моменты иногда приходит мысль на всё плюнуть, но когда уже готов это сделать — оглядываешься, а вокруг всё те же близкие люди. Как тут плюнуть? :)

   Десять лет назад основным турниром в клубе был Рижский чемпионат раз в месяц. Сейчас же редкая неделя проходит без одного-двух синхронов, а Рижский чемпионат некоторыми игроками считается пережитком прошлого. Не пора ли отказаться от него окончательно, а чемпионат города считать по синхронным турнирам?
   Принцип дежурных команд — это осевой принцип клубной жизни. Как только команды перестанут писать вопросы, исчезнет сердце клуба. Мне кажется, большинство это всё же понимает, что лично меня очень радует. Очень важен фактор личного общения между командами. И когда кто-то проводит игру — это же не только история про вопросы-ответы. Это и знакомство с командой — чем она живёт, что ей интересно. Но нужен разумный баланс, чтобы не заставлять тех, кто категорически проводить не хочет. Тут главное — создать все условия, чтобы команды сами хотели провести, позадавать вопросы.

  Нет ли у тебя желания попасть в правление МАК, чтобы получить возможность влиять на ЧГК-движение не только в Риге, но и в мировом масштабе?
   Честно говоря, я несколько раз пытался понять, как работает МАК, но так и не смог до конца прочувствовать. Совершенно не хочу их ругать, может, я просто чего-то не понимаю, в любом случае я привык рассчитывать больше на свои силы и энергию. Что я вижу в МАК — там есть много прекрасных людей, но общественной организации (в моём понимании) я там не вижу. Поэтому, чем лезть с критикой, лучше просто самому реализовывать задуманное и увлекать людей нашим общим хобби-спортом — ЧГК.

    Когда, наконец, в Риге пройдет Чемпионат мира по ЧГК?
   Чемпионат мира — это компетенция МАК. Если меня когда-нибудь попросят помочь с проведением, я не откажусь и сделаю что будет в моих силах. Так, я помогал организовать Знатокиаду, причём не только в Риге, но и в Пярну (хотя во втором случае, конечно же, в намного меньших масштабах), я помогал запустить серию фестивалей, посвящённых Азербайджану. И продолжаю помогать по сей день. Периодически эта тема всплывает в наших разговорах с председателем оргкомитета ЧМ — Александром Рубиным, всё-таки Рига — это довольно удобное и интересное место для такого мероприятия. Но, видимо, должно совпасть много факторов, чтобы это всё же случилось.

  Как ты относишься к ставшим популярным в последнее время так называемым “паб-квизам”? Являются ли они угрозой для “традиционного” ЧГК?
   Я сам на них хожу с удовольствием. “Ума Палата” — прекрасное мероприятие, всем рекомендую. Угрозу для ЧГК-движения не вижу, наоборот, вижу возможности для симбиоза. Люди, приходящие на паб-квизы — это и наш “клиент” тоже. Главное — это взаимное уважение между организаторами. Тогда из этого могут получаться ещё более интересные проекты.

   Если бы тебе предложили выдвинуть кого-нибудь из рижских игроков на телевизионную игру, кого бы ты выбрал?
   Сергея Снегирёва. Мне кажется, он бы идеально влился в формат передачи и украсил её. Молодой, умный, красивый и главное — неординарный! Даже жаль, что когда мы тесно контактировали с ТВ-игрой, то не проработали эту тему… Мысли не в ту сторону работали — тогда всё больше думали о возможности организовать саму передачу у нас.

   А сам ты никогда не посылал вопросы в “теледомик”?
   Только в азербайджанскую версию ТВ-игры. И мои вопросы там два раза даже сыграли. Но оба раза, по-моему, знатоки выиграли :)

  А почему мы не снимаем свой “теледомик”? Чем мы хуже грузин или белорусов, например?
   Дорого и технически сложно. Наше телевидение не готово платить за продукт ни копейки. Единственное, что оно может предложить — это деньги за рекламу. Поэтому, если посчитать лицензионные затраты, затраты на съёмки — это прослезиться и забыть. Нет, варианты возможны, но это надо, чтобы очень много чего совпало. Более реально — придумать свой ТВ-вариант игры и развивать его.

   Знаком ли ты с Друзём? И какой он?
   Да, мы познакомились на одном из первых “Бархатных сезонов”. Он очень прост в общении, не “звездит”, и лично мне с ним было легко. Хотя, конечно, в движении это личность более чем легендарная, но, как мне кажется, это скорее откладывает отпечаток на тех, кто с ним пытается общаться, а не на нём самом.

    Есть ли польза от ЧГК в обычной жизни?
   Безусловно. Игры дают толчок к новым знаниям, которых в повседневности ты бы никогда не приобрёл.

 Ты пятнадцать лет руководишь клубом. Не задумываешься ли о преемнике? :)
   Задумывался. Я думаю, у нас в клубе уже довольно много людей, кто мог бы меня заменить. На самом деле, чтобы быть важным в движении, надо просто работать на благо для этого движения, а остальное всё приложится. Сейчас должность президента — это скорее бюрократия и добывание финансов. Любые игровые вещи мы всегда решаем сообща. Уже не помню, когда я принимал какие-то решения единолично, без предварительных обсуждений в Совете клуба.

  Чем бы ты занял внезапно освободившееся время, если бы ЧГК вдруг исчезло?
   Организовал бы ЧГК.

  И напоследок, какого рижского игрока ты бы предложил для следующего нашего интервью?
  Сергея Снегирёва. Всё-таки, мы с ним начинали в Риге всё это ставить на ноги :)