Борис Цилевич: «Ориентируюсь на знатоков, проектируя будущее Латвии!»

  Обычно герои нашей рубрики признаются, что смотрят телевизионное “Что? Где? Когда?” с детства, а самостоятельные шаги в спортивной версии игры сделали ещё в школьные годы. Рискнём предположить, что ваш путь к ЧГК начался по-другому?

  Телевизионное ЧГК я тоже смотрел — правда, нерегулярно, долго жил в общежитиях, своего телевизора не было. А сам играть начал, можно сказать, “на слабо”. Наша партия старалась поддерживать клуб, немножко спонсировать. И некоторые ехидные знатоки стали подкалывать — мол, вы, политики, сами-то играть, небось, побоитесь… Мы и повелись — ах, так? А давайте! Так и получилось, что в первый раз “Центровые” приняли участие сразу в чемпионате Латвии — 2006 года. Впервые я сел за стол буквально накануне своего 50-летия — действительно, несколько необычно… Как выяснилось, отличный подарок себе сделал! До сих пор помню первый вопрос, который мы играли — Владимира Белкина, о бессмысленном переводе английской фразы: “Купи, купи ребёнка, ребёнок — хорошая покупка”. Вопрос взяли, потом ещё, в общем, для первого раза сыграли неплохо, хоть в итоге и остались в нижней части таблицы. С тех пор играю регулярно.

  Вы, наверно, самый публичный человек в нашем клубе, поэтому мы не можем обойти тему политики. Легко ли быть депутатом Сейма Латвии и при этом активно участвовать в играх спортивного ЧГК? Есть ли польза от ЧГК в политике, и наоборот?

   Думаю, не сложнее, чем любому другому, кто серьёзно работает — а такие в клубе почти все. Политес, пиетет к регалиям и прочая мишура меня волнуют мало, да и в клубе к излишнему чинопочитанию, как вы знаете, не склонны. Польза огромная. Мне, как депутату и правозащитнику, приходится в основном общаться с людьми, скажем так, с серьёзными проблемами, которые приходят со своими жалобами и бедами. И за много лет может сложиться впечатление, что таких в обществе большинство, едва ли не все, вырабатывается такой чёрный взгляд на окружающую реальность… А в клубе я вижу совсем другую Латвию — людей активных, успешных, стремящихся постоянно узнавать новое, готовых к вызовам времени, высокопарно выражаясь. Таких, на кого я ориентируюсь, пытаясь проектировать будущее Латвии. Кстати, и в чисто практическом плане знакомство с международным сообществом ЧГК помогает — например, известные знатоки есть в парламенте Грузии, это стало хорошим подспорьем в моей работе как докладчика Совета Европы по мониторингу Грузии. А вообще магия минуты обсуждения — когда шесть человек за минуту коллективно находят новое знание, которым ни один из них ранее не обладал — это же метод колоссальной эффективности, который, уверен, применим далеко не только в игре!

   Знают ли коллеги по Сейму о вашем увлечении, и не пытались ли вы привлечь в игры кого-то из них?

   Не вижу причин скрывать, наоборот, хвастаюсь при случае :-). В команде “Центровые” изначально играло несколько депутатов, был даже период, когда за столом были только депутаты “Согласия” — из Сейма, Рижской и Вентспилсской городских дум. В разное время играли Виталий Орлов, Валерий Агешин, Виктор Глухов, Александр Мирвис, Сергей Потапкин, Регина Лочмеле… Сейчас регулярно играю только я один, но уже после недавних выборов мы обсуждали возможность поучаствовать в Открытом чемпионате Риги чисто депутатской командой.

  Как вы считаете, нужно ли ввести тест на эрудицию/IQ для кандидатов в депутаты?

  Споры о необходимости замены демократии меритократией идут уже давно. Никаких цензов вводить нельзя, это явно противоречило бы универсальному праву избирать и быть избранным. Хотя иногда, честно говоря, жаль… В идеале, эрудицию и прочие качества должны оценивать избиратели. Вроде бы должен действовать механизм обратной связи: выбрали дураков — сами будете жить по законам, которые они напринимают, в следующий раз подумаете, за кого голосовать. К сожалению, в реальной жизни это работает далеко не всегда…

 А как насчет политической инициативы по включению интеллектуальных игр в образовательную программу? Например, в школах Армении проводятся уроки шахмат. Может, и в Латвии пора вводить ЧГК как обязательный предмет?

 Стандарты образования утверждает правительство, это не компетенция парламента. В принципе, в рамках нового т.н. компетентностного подхода школы вполне могут это делать — вопрос, как правило, в ресурсах и практических возможностях. В нескольких сильных школах, где есть соответствующие кадры, в ЧГК играют регулярно. А среднестатистические школы, отчаянно ищущие учителей математики и латышского, это, увы, просто не потянут…

   Если бы знатокам дали составить правительство, так сказать, из своих рядов, было бы оно лучше, чем те, что вам приходилось наблюдать?

  Полагаю, среди знатоков есть немало людей, которые вполне достойно могли бы работать на министерских постах. Впрочем, никогда не говори никогда, может, через какое-то время так и будет…

   Часто ли у вас на работе возникает мысль: “А из этого можно было бы сделать неплохой вопрос…”?

   Бывает. Иногда и делаю. Например, дискуссии о языке отразились в моём давнем вопросе для РЧ, где надо было сконструировать ответ lingua non grata. Хотя вообще мы в команде тщательно избегаем “политически нагруженных” вопросов, ведь в клубе есть люди с самыми разными политическими взглядами.

  Легко ли удается переключаться с рабочих моментов на игровые? В этот момент ЧГК становится отдыхом от политики, или еще одной серьезной работой?

   Как говорится, своя ноша не тянет :-). Переключаюсь быстро и с большим удовольствием! Иногда бывает — в последний момент прибегаешь на игру, в “спецодежде”, костюме с галстуком, срываешь галстук (терпеть их не могу!), тумблер в мозгу поворачивается — и чувствуешь, как мозги начинают проветриваться. Как тот персонаж Стругацких, который бежит в горах на лыжах и с с каждым выдохом выбрасывает из себя скуку прокуренных кабинетов…

  Многие знатоки помимо ЧГК имеют еще и другие хобби — бегают марафоны, занимаются бальными танцами, участвуют в ролевых играх… Как вы проводите свободное от политики и ЧГК время?

  Люблю путешествовать, бывать в новых местах. Часто бываю в командировках, всегда стараюсь хоть мельком что-то новое увидеть. А во время отпуска стараемся посмотреть какие-то новые места с семьёй. Из последних поездок самое яркое впечатление — Исландия, фантастическая природа, ледники, водопады, вулканы, гейзеры… Ну и с детства — книги. Вообще, об очень многом узнаю именно из ЧГК, это же своего рода аггрегатор интересного и нового в литературе, музыке, науке, живописи… Нередко именно отыгранные вопросы и их последующее обсуждение подсказывают, что именно почитать — или перечитать, ведь сейчас прочитанные в юности книги воспринимаются совсем иначе.

  По фото из вашей туристической юности видно, что пройдено немало интересных маршрутов. Куда бы вы махнули сейчас, не будь никаких забот и обязанностей?

  Если абстрагироваться от возраста, болячек, границ и пр. — то на Камчатку. Был там дважды — работал в студенческих стройотрядах, камчатская природа покорила сразу и навсегда. Потом не раз пытался попасть в Долину гейзеров, но в советское время это была погранзона, в год выдавали всего несколько разрешений, нам дважды отказывали. А потом там произошёл оползень, долина фактически перестала существовать… В общем, не сложилось. Пока…

   Команда “Центровые”, в которой вы играете, является одной из самых опытных в клубе “Интеллект”, но, к сожалению, пока еще ни разу не попадала в итоговые призеры Рижского чемпионата — высшим достижением на текущий момент является четвертое место в сезоне 2016/2017. Несколько лет назад, обсуждая в социальных сетях не очень удачные показатели своей команды, вы упомянули проблемы со стабильностью состава, а также заявили, что вам нравится скорее процесс, чем результат, и спортивная мотивация для вас никогда не была существенной. С тех пор состав вашей команды довольно существенно обновился. Поменялась ли при этом мотивация? Чего сейчас не хватает команде, чтобы стать чемпионом Риги?

  Да, за последние пару лет у нас стабилизировался состав, и это сразу сказалось на результатах — сейчас у нас самый высокий рейтинг за всю историю команды, прилично стали играть не только синхроны, но и фестивали-очники, которые раньше были нашей ахиллесовой пятой. Молодёжь растёт, прогрессирует и, хотя нам по-прежнему больше нравится процесс игры, со спортивными амбициями тоже всё в порядке. Так что поборемся и за медали РЧ!

  По нашим подсчетам, “Центровые” — самая разновозрастная команда клуба: возрастной диапазон достигает 39 лет. Это в игре помогает или мешает?

 Определённо помогает. За столом никакого почтения к моим (образно, увы, говоря) сединам не ощущаю, тут все на равных. Иногда качество, которое мы политкорректно называем “хронологической одарённостью”, оказывается полезным. Например, в одном из недавних пакетов был вопрос про высказывание Никиты Хрущёва, я в защиту своей версии привёл железный аргумент: я помню, слышал это выступление! Правда, на следующей игре, обсуждая вопрос про высказывание, кажется, Николая Второго, ехидные сокомандники поинтересовались: а его речь вы случайно не слушали? :-) С другой стороны, и я узнаю немало нового — про Гарри Поттера, покемонов, рэп-баттлы и т.п. Конечно, играть с ребятами, которые втрое моложе тебя — это challenge, возраст не улучшает ни памяти, ни реакции, но пока тяну — завязывать не собираюсь.

  В рижском клубе также играет ваш сын Леонид, правда, в другой команде. Во время игры вы относитесь к сыну как к сопернику, или всё-таки болеете за его результат?

   Болею, конечно, честно говоря…. Когда они только начинали играть, создали школьную команду, занимался с ними, тренировал немного. Пока команда Леонида, как правило, нам уступает, но бывает, что и опережает. Нередко на ОЧР и синхронах, которые “Центровые” пропускают, играю с Леонидом и его командой. Ещё один плюс ЧГК — можно играть всей семьёй. Кстати, со старшей дочерью мы тоже пару сезонов играли вместе.

    В 2016 году вы получили хрустальную сову за лучший вопрос в финальной игре турнира “Балтийский берег”. Расскажите историю этого вопроса!

  Это как раз тот случай, когда работа помогла :-) . Был в командировке в Копенгагене, рабочая встреча в Фолькетинге (парламенте). После встречи датский коллега устроил нам небольшую экскурсию, показал и приспособление для сигар и рассказал его историю. Мне эта фактура показалась интересной, но сделать вопрос для РЧ оказалось сложно — непонятно, как кратко сформулировать ответ — зачем номера? Послал вопрос на финальную игру ББ, ведь там ответ можно формулировать развёрнуто. До сих пор не понимаю, почему очень сильная команда “Пахом пихай” его не взяла.

  Отправляли ли вы когда-нибудь вопросы в телепередачу?

  Нет. Жду, когда ТВ-версия появится, наконец, и в Латвии :-). Много раз говорил на эту тему с руководителями LTV, вроде бы все на словах согласны,но… Видимо, всё-таки стоит ориентироваться на интернет-вещание. Концепция развития общественного СМИ предполагает, что немногочисленные передачи на русском будут переведены из эфира LTV7 на интернет-портал, там стоимость распространения сигнала намного меньше, возможно, будут ресурсы и для нового контента. Но пока это всё в стадии планирования, согласования и т.п. Вообще же после того, как стал сам играть, телевизионные игры стали намного менее интересными — всё же это в первую очередь шоу, узнаю некоторые профессиональные приёмы, знакомые по работе… Да и косяки вопросов гораздо более заметны.

   Есть ли у вас любимая телевизионная команда или игрок?

  Когда-то очень нравился Нурали Латыпов. Очень уважаю Илью Новикова (было интересно поиграть с ним в одной команде “мельницу” на «Знатокиаде» в Риге — он и правда очень крутой, это не монтаж!), нравятся Борис Левин, Балаш Касумов, Елизавета Овдеенко, из тех, кто редко играет “в телевизоре” — Роман Оркодашвили, Ия Метревели. Из команд болею за ветеранов, видимо, из солидарности :-) .

 Игроки рижской команды Total шутят, что если вы фотографируете их перед игрой, то их игра обязательно не заладится. А вы верите в приметы? :)

   Не очень. Когда-то у “Центровых” была верная примета: если берём разминочный вопрос, игра не пойдёт. Даже расстраивались, если случайно брали разминку. А потом пару раз взяли разминку — и сыграли очень хорошо. Так что решили, что у нас будут две приметы — на любой из вариантов :-) . А примета Total’a меня огорчает — не только сильная команда, но и очень фотогеничная, всегда украшает посты в фейсбуке… Надеюсь, эта примета не навсегда.

  Кем вы мечтали стать в детстве?

  Археологом. Много читал про это, подростком собирался поработать летом в экспедиции, почти договорился — но не сложилось… А к десятому классу вышло так, что чётких предпочтений уже не было. Учился в химическом классе, но к концу школы осознал — не моё. И решил положиться на судьбу. Тогда я участвовал в олимпиадах почти по всем предметам, решил — в каком результаты будут лучшими, туда и буду поступать. Республиканскую олимпиаду по физике выиграл, по математике был вторым, по химии — четвёртым. И поступил на физмат, на физику.

   Каким был бы ваш первый указ в качестве президента земного шара?

   Обеспечить всем и всюду бесплатный и качественный wi-fi!

   Был ли в вашей жизни такой эпизод, про который смело можно снимать кино?

  Немало… Любой студенческий стройотряд — это практически готовый материал для полнометражного сценария, со многими сюжетными линиями. Тяжёлая и почти всегда опасная физическая работа, с которой сталкиваются очень разные люди, включая мажоров и ботаников, первая любовь, ревность и соперничество на фоне бетономешалок и расплавленного битума, встречи с местными — строителями, бичами, бывшими зэками, отношения между людьми в экстремальных условиях, традиционные стройотрядовские праздники — посвящение, Новый год (в ночь на 1 августа), отвальная, песни под гитару, первая серьёзная зарплата… Даже удивительно, почему такие фильмы ещё не сняты!

   И про спортивные походы можно кино снимать. Советский водный туризм — это не современный коммерческий рафтинг, когда за тебя всё делают гиды. Тогда всё сами — и снаряжение (клеили катамараны, шили палатки, рюкзаки, штормовки), и планирование маршрута. Уходили на месяц в тайгу или в горы, в ненаселёнку — никаких раций, мобильников, если что, рассчитывать не на кого. В сложном пороге в буквальном смысле слова жизнь каждого зависит от товарищей, один неверный гребок может очень дорого обойтись, стопроцентная страховка невозможна.

  Да и потом, во время депутатства были достойные сюжеты. Особенно когда я был докладчиком комитета ПАСЕ по миграции, много ездил по лагерям беженцев на Балканах и Южном Кавказе. Однажды в Косово подвергся допросу с пристрастием — почему у меня славянская фамилия?! За неделю до этого в Приштине застрелили болгарина, сотрудника ООН — громко говорил на улице по мобильнику на болгарском, приняли за сербский. Я там на все звонки предусмотрительно отвечал только по-латышски. В другом регионе меня собирались взять в заложники — правда, узнал я об этом только спустя несколько лет, рассказали коллеги, местные правозащитники, с которыми тогда ездили — им удалось убедить отчаявшихся беженцев, что такие действия им только повредят…

  И традиционный заключительный вопрос: какому игроку рижского клуба нужно теперь готовиться к интервью?

  Вопрос на тонкий выбор, в клубе столько интересных людей… Владимиру Литвинскому.